Одесса: +380 67 235-79-07                   Львов: +380 96 280-02-85                       Киев: +380 67 411-11-75

Морская фанера или из чего сделать яхту?

01. 10. 17
Просмотров: 1292

Морская фанера – листовой материал применяемый для производства маломерных судов. Различают два основных фактора по которым фанеру относят к типу «морской». Первое – это материал из которого сделана фанера. Второе – это стандарт. Выбор материала обусловлен в первую очередь коммерческой доступностью той или иной древесины, во вторую очередь традициями.

Материалы для морской фанеры.

marine plywood2Классическая морская фанера производится из шпона окуме. Okoume (Габон), mofoumou, n'goumi - это деревья растущие преимущественно на территории Экваториальной Гвинеи, Габона и Конго. Дерево растёт до15-20 метров в высоту, диаметр ствола достигает 3 м.
Такую фанеру характеризует низкий вес, высокая гибкость и долговечность при использования в окружающих средах с высоким уровнем влажности и солей. Производится фанера из окуме на европейских фабриках во Франции, Голландии, Италии, Греции, а также в США. Стандартные размеры 2500х1220 мм. и 3100х1530 мм. в толщинах от 3 до 21 мм.
Чаще всего она используется в сочетании с эпоксидной смолой и стекловолокном, такой композит может быть прочнее и легче пластика или стекловолокна, и сравним с прочностью углеродных материалов. Прекрасные конструкционные, биологические, декоративные свойства такой фанеры и ограниченный ресурс обуславливает высокую цену на эту продукцию. Так 1 м3 такой фанеры может стоит 10 тыс. долларов США и выше.
Не классическая корабельная фанера изготавливается из доступных лиственных пород древесины таких как береза, бук, тополь ну и совсем не «морских» сосна, кедр. Для снижение цены многие европейские производители изготавливают комбинированной фанеру с верхними слоями из лущеного шпона окуме и внутренними из березы, бука и даже тополя.
Такой материал плохо подходит для решения конструкционных задач и используется в основном для внутренней отделки и производства мебели. Цена такой фанеры начинается от 2-х тысяч долларов США за кубометр.

Стандарты морской фанеры.

Исторически так сложилось что в мире существует только один стандарт по которому материал может называется – морской фанерой. 

Британский стандарт BS 1088. Согласно ему морской фанерой может называется только фанера, произведенная из шпона лиственных пород тропической древесины. Шпон склеен водоотталкивающим клеем Weather Boil Proof (WBP), который обладает высокой устойчивостью к погодным условиям, микроорганизмам, холодной и кипящей воде, парам и сухому теплу. Толщина наружных слоев шпона не менее 1,3 мм. Наружные слоя фанеры не должны быть без трещин, сучков и других пороков древесины. По международной классификации фанера имеет сор “А”.
Фанера британского стандарта обязательно сертифицируется регистром Ллойда (Lloyd's Register Group Limited) и имеет соответствующую маркировку.

britanskiy standart

Американский стандарт PS-1-95. Согласно ему «морская» фанера изготавливается из шпона ели Дугласа или Западной лиственницы. Сорт всех слоев шпона, даже внутренних, должен быть не ниже "В". Возможные комбинации сортов: А-А, А-В, В-В.

Советский стандарт ГОСТ 11539-83 Фанера бакелизированная. Здесь «морская» фанера делается из лущеного березового шпона, склеенного синтетическими смолами. Сорт наружных слоев – В, внутренних ВВ. Этот стандарт очень похож на американский PS-1-95 только вместо ели используется береза. 

Бакелитовая фанера.

bakelitovaya faneraВообще если не брать во внимание большой вес (что очень критично для маломерных судов), отсутствие декоративных свойств и достаточно высокую стоимость по сравнению с фанерой ФСФ, то бакелитовую фанеру вполне можно использовать для производства лодок, яхт и катеров.
На нашей территории, это, пожалуй, единственный доступный на сегодняшний день материал для судостроения.
Бакелитовая фанера по составу и качеству шпона ничем не отличается от обычной фанеры. Отличие в применяемой сомле и дополнительной пропикте наружных слоев.
Но мало кто знает, что существует несколько видов бакелитовой фанеры.
Не вся бакелитовая фанера водостойкая!!!!!

Согласно ГОСТа бакелизированная фанера подразделяется на 6-ть видов:
гост бакелитовой фанеры

Из таблицы видно, что только одна марка ФБС может применятся в качестве конструкционной морской фанеры. Более того только фанера ФБС ПП (повышенной прочности) рекомендована для использования в тропических условиях. Остальные используются для внутренней отделки помещений или вообще не предназначены для применения в агрессивной среде.

Фанера для надувных лодок.

В последние годы все большую популярность набирают надувные лодки для рыбалки и отдыха. Они легки, удобны, не прихотливы и очень популярны у рыбаков. Практически в каждой такой лодке есть элементы, сделанные из фанеры. Как правило, это пол, так называемые слани и сиденье (банка). В качестве материала для изготовления сланей применяется ламинированная фанера с противоскользящим покрытием сетка/гладкая, толщиной 9 мм. Для сидений применяется 12 мм. фанера. Еще один элемент надувной лодки транец также изготавливается из влагостойкой ламинированной фанеры ФСФ, но уже толщиной 15 или 21 мм.

  fanernaya lodka

Подведем итоги.

Рынок морской фанеры очень специфичен. Несмотря казалось бы большое количество предложений в интернете, при более детальном подходе количество вариантов сужается до эксклюзива. Самое главное при выборе фанеры для лодок найти материал, обладающий приемлемой ценой и необходимыми характеристиками по прочности, весу и водостойки. 
Какую бы фанеру вы не выбрали для обшивки корпуса вашего судна, ее водостойкость будет зависит от качества покрытия эпоксидной смолой. Если покрытие сделано правильно яхта прослужит Вам много лет.