Одесса: +380 67 235-79-07        Львов: +380 96 280-02-85      Киев: +380 67 411-11-75

История фанеры - от прошлого к будущему

16. 06. 19
Просмотров: 322

История фанеры - это история современного мира. История фанеры представляет собой увлекательный рассказ о социальных, технологических и дизайнерских изменениях за последние 170 лет. Сочетание легкости, прочности и гибкости, отправьтесь в путешествие по изделиям из фанеры, от изогнутой спинки стула до самого быстрого самолета Второй мировой войны, от Антарктики до финских лесов, от ручной работы до лазерной резки.


Фанера изготавливается путем склеивания тонких листов дерева, называемых шпоном, причем направление структуры дерева в каждом листе шпона перпендикулярно предыдущему. Это создает материал, более прочный и более гибкий, чем простая древесина.
Такая технология существовала еще в 2600 г. до н.э. в древнем Египте - но только в 1850-х годах фанера начала использоваться в промышленных масштабах.

Кресло Belter, 1860 г.

Стул (вид спереди и сзади), вероятно, спроектированный и изготовленный Джоном Генри Бельтером, около 1860 года, Нью-Йорк.

Стул (вид спереди и сзади), вероятно, спроектированный и изготовленный Джоном Генри Бельтером, около 1860 года, Нью-Йорк.

Принято считать, что история фанеры — это в основном история плоских форм. Но это не так. Между 1850 и 1890 годами изогнутая фанера стала самой распространенной формой в дизайне мебели. В те времена фанера была самым передовым и инновационныем материалов в производстве мебели.
Спинка этого стула, изготовленная примерно в 1860 году, сделана из изогнутой фанеры. Стул изготовлен по технологии (moulding furniture) «литья мебели», запатентованной в 1858 году в Нью-Йорке Джоном Генри Белтером. [1]
Такая техника значительно повышала скорость изготовления и снижала производственные затраты, поскольку, используя одну пресс-форму можно было изготавливать большие партии мебели.
Производители мебели осознали, что они могут делать изогнутые формы для мебели, и на свет появилась целая новая индустрия.

 

Эстакадная железная дорога, 1867 г.

plywood railwayПолномасштабный прототип железной дороги из фанеры, действующей на Ярмарке в Американском институте, Нью-Йорк, 1867 г.

В течение 1800-х годов дизайнеры и инженеры изучали способы борьбы с постоянно переполненными городскими улицами. В 1863 году в Лондоне была открыта первая в мире подземная железная дорога. Невероятный инженерный проект, но с несколькими фундаментальными недостатками - строить подземные дороги было очень дорого, а качество воздуха в туннелях было очень плохим.
Тем не менее, такое инженерное решение было очень успешно в плане уменьшения загруженности заторов на улицах, и вслед за Лондоном другие города начали экспериментировать с различными вариантами железных дорог.
Так в 1867 году на выставке Американского института в Нью-Йорке была показана прототип железной, выполненная полностью из фанеры.
По замыслу инженера - изобретателя Альфреда Бич (Alfred E. Beach) [2] поезд должен был приводится в движение с помощью воздуха, по принципу пневматической почты.
Планировал установить железную дорогу по всему городу, поднятую над улицами либо на столбах - опорах, либо на станах зданий.
Прочность и легкость фанеры делали ее хорошей и не дорогой альтернативой метрополитену из металла.

 

Обложка и переплет для Авроры Аустралис, 1908

Слева направо: Аврора Австралис, написанная, иллюстрированная и опубликованная членами Британской антарктической экспедиции (1907 - 09), 1908, Антарктида. Фотография Музей Виктории и Альберта, Лондон; Фотография, исследователи выкапывают фанерные ящики из льда, 1908, Антарктида. Фотография предоставлена Библиотекой Нового Южного УэльсаСлева направо: Аврора Австралис, написанная, иллюстрированная и опубликованная членами Британской антарктической экспедиции (1907 - 09), 1908, Антарктида. Фотография Музей Виктории и Альберта, Лондон; Фотография, исследователи выкапывают фанерные ящики из льда, 1908, Антарктида. Фотография предоставлена Библиотекой Нового Южного Уэльса

И только с 1880-х годах, с изобретением лущильного станка, начали изготавливать плоские фанерные листы в больших масштабах. Первая Российская компания AM Luther производила их в огромных количествах. В основном как тара для чая, специй для упаковки.
Коробки из фанеры этой компании получили особую известность благодаря их использованию в антарктической экспедиции Эрнеста Шеклтона 1907 - 09 гг. Экспедиции требовалось более 2500 коробок для перевозки провизии и оборудования. Березовая фанера AM Luther была выбрана за ее легкости и прочности. Такая упаковка была в состоянии выдерживать экстремальные условия Антарктики.
Использованы фанерные ящики повторно применялись для изготовления мебели во время экспедиции. И эта фанера была использована для обложки и переплета Aurora Australis – первый книги которая была написана, иллюстрирована, напечатана, переплетена и издана (порядка 100 экземпляров) в Антарктике.
Невероятно, но экспедицию Шеклтон взял с собой целый печатный станок!!!

 

Каноэ Haskell, 1917

 Слева направо: каноэ, изготовленное компанией Haskell Boat Company, Лудингтон, Мичиган, разработано в 1917 году, изготовлено около 1930 года. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Брошюра с рекламой каноэ Haskell, около 1930 года, США. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонСлева направо: каноэ, изготовленное компанией Haskell Boat Company, Лудингтон, Мичиган, разработано в 1917 году, изготовлено около 1930 года. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Брошюра с рекламой каноэ Haskell, около 1930 года, США. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Изобретение Генри Л. Хаскелл водостойкого клея для изготовления фанеры открыло новую эру применения фанеры для морского и воздушного транспорта.
Одним из первых в этой отрасли было каноэ компании Haskell Boat Company [3]. Эти каноэ были разработаны в 1916 году, а с 1917 года и продавались в больших количествах. Они были изготовлены путем формования целого куска фанеры на основе водостойкого клея. Каноэ было невероятно легким, весом до 27 кг и очень прочным.
Рекламная кампания компании была акцентирована на прочности и долговечности каноэ. Каноэ выдерживало семерых взрослых мужчин, а корпус был заполненный влажным песком (всего 1550 кг.).
Позднее компания Haskell применяла свои наработки в области фанеры при производстве самолетов и транспортных средств.

 

Кресло Паймио, 1932

Кресло, разработанное Алваром Аалто, 1932, Финляндия. Музей № W.41-1987. © Музей Алвара Аалто. Фотография Музей Виктории и Альберта, ЛондонКресло, разработанное Алваром Аалто, 1932, Финляндия. Музей № W.41-1987. © Музей Алвара Аалто. Фотография Музей Виктории и Альберта, Лондон.

С 1920-х годов модернистские архитекторы и дизайнеры начали использовать и восхвалять
возможности фанеры принимать изогнутые формы.
Фанера представляла особый интерес, поскольку считалась промышленным материалом - она отлична подходила для массового производства, а ее фабричное производство символизировало новую эпоху машин.
Кресло, финского архитектора Алваром Аалто [4] для санатория Paimio Tuberculosis (5) в Финляндии. Тонкое, легкое, а изогнутое фанерное сиденье подвешено между двумя узкими рамами, создавая впечатление сидения, плавающего в воздухе.
В 1933 году эта же фабрика начала массовое производство кресел наряду с другими проектами мебели Aalto. Основные рынки сбыта такой мебели были Великобритания и США.
Лаборатория лесных товаров (FPL) дом, 1937

Полномасштабный дом, построенный в 1937 году на Мэдисон Хоум Шоу для демонстрации системы производства фанеры в Лаборатории лесной продукции США.  Сборка дома из СИП-панелей в наши дни.Полномасштабный дом, построенный в 1937 году на Мэдисон Хоум Шоу для демонстрации системы производства фанеры в Лаборатории лесной продукции США. Сборка дома из СИП-панелей в наши дни.

В Соединенных Штатах схемы создания дешевых домов фабричного производства развивались с 1930-х годов. Это было обусловлено высоким уровнем безработицы, небольшими доходами домохозяйств и нехваткой недорогого жилья во времена Великой депрессии. Конструкции сборных домов ориентированы на быстрое изготовление и легкую сборку. Фанера идеально подходила для стандартных, легких панельных систем, которые могли быть изготовлены на заводе и собраны на месте. Изобретение синтетических клеев в середине 1930-х годов также означало, что производители могли изготовлять новую водостойкую фанеру, идеально подходящую для наружного применения.
Во время депрессии Лаборатория лесных товаров США (FPL) [6] разработала экспериментальные «цельно деревянные» дома, которые изготавливались на заводе с использованием стандартных фанерных листов, а затем быстро установить на месте. В 1936 году они построили демонстрационный дом на Мэдисон Хоум Шоу. Двенадцать тысяч посетителей стояли в очереди, чтобы увидеть полностью меблированный дом. Они восхищались тем фактом, что детали были изготовлены на фабрике, и дом мог построить семь человек всего за 21 час. Тогда это была революционная технология строительства, опередившая свое время. Но массово строительство домов по СИП технологии началось только с 80-х годов прошлого века.

 

Автомобиль DKW, 1938

 Разрез автомобиля (модель F7), разработанный в 1937  и изготовленный в 1938 немецкой компанией DKW. Коллекция Немецкого музея, Мюнхен. Разрез автомобиля (модель F7), разработанный в 1937  и изготовленный в 1938 немецкой компанией DKW. Коллекция Немецкого музея, Мюнхен.

В течение всего 20-го века дизайнеры и инженеры экспериментировали с фанерой как с материалом для автомобилестроения. Часто более прочная, более легкая и эластичная, чем металл, фанера применялась для кузовов автомобилей, колясок и фургонов. На использование фанеры в автомобилях часто влиял дизайн самолетов и лодок. Так, французский предприниматель Жорж Леви, проектировал как фанерные коляски, так и гидросамолеты. Его поплавки для гидросамолетов, по существу, повторяли округлую форму мотоколяски.
С 1928 года немецкая компания DKW [7] (в последствии современный автомобильный концерн Audi Group) использовала гнутоклееную и плоскую фанеру для кузовов своих доступных семейных автомобилей.
Борясь с предубеждением о том, что фанера менее надежна, чем металл, DKW подчеркивала уникальность свойств своего автомобиля - прочность и устойчивость к нагрузкам, легкость в ремонте и бесшумность на дороге благодаря улучшенной подвеске. Рекламные объявления DKW показывали прочность фанеры демонстрируя фотографии рабочих фабрики, стоящих на листе фанеры, уравновешенного на крыше одного из их автомобилей.
Именно отсутствие листового металла в конструкции кузова обеспечило крупносерийный выпуск DKW в связи с дефицитом этого материала в послевоенной Германии.

 

Самолет "Москит", 1941 г.

Самолет mosquito Британии де Хэвилленд, 1941 год.
Самолет mosquito Британии де Хэвилленд, 1941 год.

Наиболее технологически значимое применение фанеры с 1910-х по 1945 год - материал для проектирования самолетов. Ее прочность и легкость позволили построить радикально новые самолеты, которые произвели революцию в самолетостроении. В начале 1910-х годов новаторские эксперименты с фанерой позволили построить первые закрытые обтекаемые фюзеляжи самолетов. Такие фанерные оболочки, известные как «монокок», были достаточно прочными, чтобы быть самонесущими, а это означало, что плоскости не нуждались в значительной внутренней структуре или поперечных связях. Революционный «монокок» фюзеляж стал стандартом в будущем дизайне самолета.
British de Havilland Mosquito (DH-98) [8] был самым быстрым и высоко летающим самолетом того времени. Фюзеляж из фанерного монокока делал его легким и достаточно быстрым, чтобы летать без защитного вооружения. Тем не менее, потери среди «Москито» были одними из самых низких из всех самолётов Второй мировой войны — 16 на 1000 вылетов. Объясняется это очень высокими для того времени лётно-техническими характеристиками: скорость и высота полёта делали их малоуязвимыми для германских истребителей и огня зенитной артиллерии. Кроме того, немецкие радары были не в состоянии своевременно засекать приближающийся «Москито», так как у этого самолёта только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла.
Министерство авиации изначально хотело сдать в эксплуатацию металлический самолет. Сэр Джеффри де Хэвилленд убедил их опробовать Mosquito с недорогим дизайном из фанеры. Такие самолеты производились на мебельных и других деревообрабатывающих предприятий в Великобритании, Австралии и Канаде.

 

Проекты Чарльза и Рэя Имса, 1940-е

Слева направо: Шина для ног, разработанная Чарльзом и Рэем Имсом, 1941 - 42. Музей №. W.31-2016. © Eames Office, LLC (eamesoffice.com). Фотография Музей Виктории и Альберта, Лондон; Стул DCM, разработанный Чарльзом и Рэем Имсом в 1945 году, изготовлен около 1947 года. Слева направо: Шина для ног, разработанная Чарльзом и Рэем Имсом, 1941 - 42. Музей №. W.31-2016. © Eames Office, LLC (eamesoffice.com). Фотография Музей Виктории и Альберта, Лондон; Стул DCM, разработанный Чарльзом и Рэем Имсом в 1945 году, изготовлен около 1947 года.

Американские дизайнеры Чарльз и Рэй Имс экспериментируя с фанерой, разрабатывали метод формовки сложных изогнутых форм. В 1942 году они разработали легкую штабелируемую шину из формованной фанеры для ВМС США. Позже, они стали изготавливать фанерные детали для самолетов.
Металлический стул для столовой Eames DCM Chair (Dining Height (D) Side Chair (C) on Metal (M)) [9] с трехмерным сидением, был самых знаменитых стульев второй половины 20-го века, который имитировали и адаптировали дизайнеры по всему миру.
Британский дизайнер Робин Дэй сказал об этом периоде: «У каждого моего знакомого дизайнера была картинка с креслом Eames (DCM), прикрепленная к его чертежной доске».

 

Зеркало (лодка) 1960-е

Зеркальные гонки на лодках,  Великобритания, 1960-е годы. Фото -  Грэм Партридж Гонки в Пуле во время европейской регаты 2012 года - фото Майка МиллардаЗеркальные гонки на лодках,Великобритания, 1960-е годы. Фото -  Грэм Партридж. Гонки в Пуле во время европейской регаты 2012 года - фото Майка Милларда.

1950-х и 60-х годов произошел взрыв "сделай сам". Фанера была материалом, особенно подходящим для работы дома. Легкая в обработке не требующая сложных инструментов, фанера легко интегрировалась в послевоенную экономику.
Лодка ЗЕРКАЛО, изготовленная из морской фанеры, была и остается одной из самых популярных лодок 20-го и 21-го веков. Комплекта деталей для сборки дома, был доступным по цене нацелен на широкий рынок начинающих моряков. В шлюпке использовался метод строительства, рекламируемый как «Сшей и клей», в котором фанерные детали соединялись петлями из медной проволоки, пропущенной через просверленные отверстия. Это позволяло очень легко построить шлюпку простым любителям без опыта работы с деревом.
Лодка была название Mirror (зеркало) в честь «Daily Mirror», британской газеты распространением в основном среди рабочего класса. Лодка стала настолько популярна, что сегодня существует Международная зеркальная ассоциация – The International Mirror Class Association [10]. И по сегодняшний день каждые два года приводятся международные парусные гонки в этом классе.

 

Opendesk, 2013

'Edie Stool', разработанный Дэвидом и Джони Штайнером для Opendesk, 2013, Лондон.
'Edie Stool', разработанный Дэвидом и Джони Штайнером для Opendesk, 2013, Лондон. 

И сегодня фанера является одним из самых распространенных материалов цифровой эпохи. Производители и дизайнеры делятся своими проектами по всему миру, распространяя файлы для станков с ЧПУ (станки с числовым программным управлением) или размещая видео и изображения в Интернете.
Opendesk [11] - это онлайновая торговая площадка, на которой размещается мебель с индивидуальным дизайном, и которая связывает своих клиентов с местными производителями по всему миру. Вместо массового производства и сложных поставок, они построили распределенную систему через глобальную сеть производителей.
В рамках системы распределенного производства их конструкции могут быть загружены в любую точку мира для обработки на фрезерном или лазерном станке. Люди могут сами изготовить мебель или заказать порезку и сборку у местных производителей. Практически все проекты Opendesk выполнены с использованием фанеры. Материал был выбран после балансировки стоимости, доступности и глобальной стандартизации, что обеспечивает единообразную конструкцию.

 

Ссылки на использованные источники:

  1. https://patents.google.com/patent/US19405
  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Alfred_Ely_Beach
  3. https://en.wikipedia.org/wiki/Haskell_canoe#CITEREFHardwood_Record1917
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D0%B2%D0%B0%D1%80
  5. https://www.architectmagazine.com/design/culture/the-enduring-legacy-of-paimio_o
  6. https://www.fpl.fs.fed.us/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/DKW
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/De_Havilland_Mosquito
  9. https://eames.com/
  10. http://mirrorsailing.org/
  11. https://www.opendesk.cc
  12. https://www.vam.ac.uk/articles/a-history-of-plywood-in-ten-objects